Статья о строительстве грузоподъемной линии на вулкане
Статья о строительстве грузоподъемной линии на вулкане

Статья о строительстве грузоподъемной линии на вулкане

Масштабность проекта сложно переоценить

Масштабность проекта сложно передать словами, статьями и даже видео фильмами. Проект уникальный не только для России, но для всей мировой общественности. Цель проекта — добыча рения, одного из редчайших элементов земной коры (его стоимость достигает 10 000$ за 1 кг).

Несколько лет назад наши ученые открыли этот элемент в вулканических газах на вулкане Кудрявый (о.Итуруп). По оценкам вулканологов — из вулканических газов можно получать до 20 тонн рения в год (при том, что мировая добыча составляет всего 57 тонн (на 2008 год)). С этого момента начались работы по оценке рентабельности добычи редкого элемента в труднодоступном регионе Сахалинской области. Rope Worker выпала честь участвовать в этом проекте в качестве подрядчика по строительству грузоподъемной линии (ГПЛ), способной поднять груз от подножия вулкана на его жерло.

Установка грузоподъемной системы растянулась на 2 месяца

Проект растянулся на 2 месяца, за которые мы спроектировали, произвели, доставили и смонтировали ГПЛ. Общая длина линии составила 800 метров, а перепад линии 400 метров. Система позволила поднимать груз массой до 250 кг.

Далее повествование будет идти от лица участника экспедиции Максима Фролова

«Главное не создавать себе никаких границ и преград. Надо просто последовательно действовать, вряд ли существует что-то невозможное».Александр До

Обычно лето в промальпе – это время работы в поте лица: деревья, реклама, клининг… — необходимо «нагулять жирок» к наступлению холодов. Но лето 2015 готовило нам нечто иное – путешествие за 7 часовых поясов за горизонт, в компании с легендарными исследователями и вулканологами Олегом и Ильёй Чаплыгиными — 2-х метровыми богатырями, мастерами действия и созерцания гармонии мира, постигшими Дао.

Началась эта история с обычного телефонного звонка:

— Добрый день. Я прочитал на вашем сайте, что вы выполняете подъем различных грузов на высоту. Нашей экспедиции требуется поднять несколько тонн груза в горной местности. Не могли бы вы меня проконсультировать, как это лучше сделать? — прозвучал таинственный голос с трубке.

— Конечно смогу. Но как я понял, у вас какой-то нетривиальный проект. Поэтому проконсультировать по телефону будет сложно. Давайте мы лучше назначим встречу, где вы мне всё и расскажете. — ответил Саша.

Как и предполагал Саша — проект оказался весьма нетривиальным: группе вулканологов, которые вот уже более 30 лет исследуют Курильскую гряду, необходимо поднять на верхнюю ступень вулкана Кудрявый различное научное оборудование. Оборудование необходимо для добычи редчайшего на Земле металла — рений.

Кудрявый — действующий вулкан на острове Итуруп Большой Курильской гряды. Высота — 986 метров. Последнее извержение — 1999 год. В настоящее время фиксируется сильная фумарольная активность. На вулкане в 1992 году вулканологом Генрихом Штейнбергом обнаружено единственное в мире промышленное месторождение рения. Месторождение рения активно формируется по сегодняшний день.

Эта судьбоносная встреча с братьями Чаплыгиными и стала началом работы над интереснейшим в жизни RW проектом, который мы, lege artis, сдали на “ура”! Итак…
Нашей главной задачей стал подъем нескольких тонн груза на кратер вулкана. Решать её мы стали с поиска возможных вариантов и оценки финансовых затрат на каждый из них.

Подъём груза при помощи вездеходов — невозможен из-за труднодоступности и сильной пересечённости местности.
Подъем груза вертолетом — также был под сомнением. Во-первых, по финансовым причинам — 1 час работы вертолета стоит 180 тысяч рублей (а аэропорт где он базируется находится в 450 километрах на о.Сахалин). Во-вторых по погодным условиям: за счет постоянного давления воздушных масс Тихого океана — Курильские острова “славятся” чрезвычайно плохой погодой — штормовые ветра, высокий объем выпадающих осадков.
Подъем груза с помощью грузоподъемной линии — стал единственно возможным вариантом, при данных условиях.

Тем не менее, без вертолета было не обойтись — доставка груза с палубы корабля до подножия вулкана, протягивание троса для ГПЛ (грузоподъемной линии) — выполнение этих работ силами человека было нереально. Поэтому стоимость аренды вертолета сразу была заложена в смету, но в более скромных объемах, чем это получилось бы без ГПЛ.

В течение всего одного месяца были проведены все главные диалоги с организаторами проекта — Институтом Вулканологии и Геодинамики во главе с Генрихом Семёновичем (великим и прекрасным) и Михаилом Генриховичем Штенбергами, произведены комплексные инженерные расчеты, подбор необходимых материалов и оборудования, составлен план проведения работ. На основе этого была подготовлена презентация, посвященная роли команды RopeWorker в проекте – «Монтаж Грузоподъёмной Линии (ГПЛ) на вулкане Кудрявый». Получив «благословление» инвестора – Коробова Максима Леонидовича, дело осталось за малым. «Поехали!»

Путь к краю земли

Путь попадания на край Земли под названием Итуруп — весьма трудоемок: сначала авиаперелет Москва — Южно-Сахалинск. Далее, пересадка на корабль следующий по маршруту Южно-Сахалинск — Южно-Курильск. Далее, пересадка на частный корабль “Курил Гео” и переброска в бухту Медвежья. Отсюда еще 1 день ходу по необитаемой части острова до подножия вулкана Кудрявый — основной точки локации нашей экспедиции.

Проект реализовали 4 специалиста от Rope Worker

Команда RW была представлена 4-мя добровольцам — До Александр, Фролов Максим, Казанский Пётр, Полежаев Антон — и разделена на 2 группы: исследователи, которые отправились первой очередью для сканирования рельефа и оценки возможности монтажа в заданном коридоре (Саша и Пётр); и усилители (Максим и Антон), решающие вопросы закупки и отправки грузов/материалов из Москвы в Южно-Сахалинск. Закончив свою миссию в столице, эти бойцы отравились в Ю.-Сахалинск второй волной. На острове началась подготовка общего груза экспедиции к отправке на судне в бухту Медвежья — подножью вулкана на острове Итуруп.

Обе группы, являясь единым целым, синхронно отработали свои блоки: успешно проведенная разведка и анализ ландшафта дали добро на дальнейший монтаж, все необходимое для экспедиции было качественно подготовлено и загружено на судно «Курил Гео», которое преодолело все погодные невзгоды и успешно доставило груз туда, где стоял «крестик» на карте.

Конечно, как и в любой другой крупной экспедиции, происходили накладки, связанные с обстоятельствами непреодолимой силы, как-то: погодные явления, дефицит билетов в дальневосточном направлении между островами, десинхронизация сознаний московских организаторов и местных капитанов … Любая накладка могла приводить к простою на каком-либо этапе работы на целые недели, что диссонировало с нашим представлением о динамике процессов.

Логово медведей

«Крестиком» на карте была обозначена бухта, расположенная на необитаемой части острова, неслучайно названная Медвежьей — на острове площадью 3200 км/кв обитает более 200 особей медведей, с которыми мы неоднократно встречались. К нашему счастью, местные медведи ведут «продвинутый» образ жизни – рыбно-вегетарианский, поэтому наши с ними встречи ограничивались взаимным интересом, не более. Медведи достаточно дружелюбные звери, бедняга Леонардо просто оказался не в том месте не в то время.

Бросив якорь на безопасном расстоянии, где хорошо ловится камбала, капитан судна отказался подходить к берегу без промеров глубин, поэтому всё необходимое пришлось в течение 8 часов доставлять на берег на резиновой лодке с мотором, что в наши планы никак не входило. Далее оставалось лишь беспомощно ждать вертолёт, чтобы снять негабаритный груз с палубы и переместить его на кратер вулкана Кудрявый.

Пеший подъём с рюкзаком из бухты к подножью вулкана занимает примерно 8 часов. Прогулка не из легких. Часть пути проходится по полноводному горному ручью, остальная – по густому кедровому стланику вперемешку с курильским бамбуком, далее по барранкосам и дацитовым сыпучим склонам. В этих суровых условиях мы не теряли время даром: в два подхода занесли и смонтировали якорь нижней опоры, успели овладеть навыками филевания рыбы и приготовления икры-пятиминутки, а также познакомились с местным медведем, который, невзирая на шумный лагерь экспедиции, наведывался к нам полакомиться рыбкой.

Но в один прекрасный день небеса разверзлись и наш размеренный быт робинзонов нарушило «небесное» тело — к нам снизошел вертолет. Тут-то всё и завертелось. Наша команда (которая обросла ещё двумя членами-сахалинцами: Андреем — «шаманом» и Яшей – «позитиввайбрэйшн»), завладев инициативой, первой оказалась на вулкане со всеми составляющими для начала монтажа. Далее нас могла остановить лишь свойственная этой местности стихия: ветра более 25 м/с, бесконечные проливные дожди и, конечно, сам вулкан. Имя Кудрявый ему дали неспроста: серные газы — кудряшки то и дело обрушивались в рабочую зону или в седловину, где располагалось наше пристанище — кунг, порой даже приходилось спать с противогазом в изголовье.

О грузоподъемной линии

Грузоподъёмная линия, которую нам необходимо было построить, представляла собой две мачты высотой 6,8м из Prolite’а (одна у подножья вулкана, другая на вершине), но из-за некоторых особенностей рельефа от нижней мачты в итоге было решено отказаться. Между точками тянулся 760-метровый трос диаметром 10 мм с усилием 1200 кг.

Как поднимался груз на высоту

Груз выбирался с помощью 10 мм альпинистской верёвки и силами бензолебёдки ActSafe. Для оптимального использования переправы нагрузки отслеживались с помощью трёх динамометров: натяжение троса, нагрузка на бензолебедку и вес груза, навешиваемого на ГПЛ. Тип крепежа — химическое анкерование. На словах всё просто! Но в реальности нам регулярно приходилось искать «свежие решения». Например, подобрать подходящий для нижнего якоря монолит на вулкане оказалось не так-то легко — пришлось приваливать близлежащими валунами.  Необходимо было также учитывать специфику работы с  большими расстояниями: чтобы спустить вниз трос весом 360кг, мы изначально натянули между опорами верёвку, и уже по ней пошагово на зажимах производили спуск.  Для определения его точной траектории был протянут репшнур 6мм.

На подъем груза ушло 6 недель

В итоге на строительство ГПЛ и подъем около 11 тонн груза у нас ушло 6 недель

Подытоживая успехи экспедиции 2015 года Коробов М.Л. сказал:

— Одним словом, ваша команда стала для нас идеальным выходом для решения подобной задачи: навыки горного туризма, профессионализм в монтажных работах, налаженная оптимизация рабочих процессов, владение современными технологиями помогли воплотить этот проект в жизнь.

Успешное завершение нашей миссии дало возможность дальнейшему развитию проекта. Эстафета была передана ученым, которые приступили к обустройству химической лабораторий под открытым небом по сбору газов и исследованию вулкана Кудрявый — самого горячего вулкана на планете! Таким образом, мы внесли свою скромную лепту в проект федерального значения, на благо процветания нашей Родины в целом и науки вулканологии в частности!

После окончания проекта

К концу 2015 года удалось извлечь из смеси газов на влк. Кудрявый 50 грамм чистого рения, который был признан международной общественностью.

Зимой 2016 года состоялось совещание руководящего состава Института Вулканологии и Геодинамики с инвестором данного проекта. Итогом совещания стало принятие решения о продолжение развития проекта на острове Итуруп. Более того, были озвучены планы на 2016 год:

  • строительство дополнительной ГПЛ
  • строительство инфраструктуры в виде купольных домов
  • прокладывание дорожной сети, для доставки грузов от бухты Медвежья до подножия вулкана Кудрявый

Также читатель может ознакомиться со статьей доктора геолого-минералогических наук А.Кременецкого — ЗАВОД НА ВУЛКАНЕ