Статья о строительстве грузоподъемной линии на вулкане

Задать вопрос

Масштабность проекта сложно переоценить

Масштабность проекта сложно передать словами, статьями и даже видео фильмами. Проект уникальный не только для России, но для всей мировой общественности. Цель проекта - добыча рения, одного из редчайших элементов земной коры (его стоимость достигает 10 000$ за 1 кг).



Несколько лет назад наши ученые открыли этот элемент в вулканических газах на вулкане Кудрявый (о.Итуруп). По оценкам вулканологов - из вулканических газов можно получать до 20 тонн рения в год (при том, что мировая добыча составляет всего 57 тонн (на 2008 год)). С этого момента начались работы по оценке рентабельности добычи редкого элемента в труднодоступном регионе Сахалинской области. Rope Worker выпала честь участвовать в этом проекте в качестве подрядчика по строительству грузоподъемной линии (ГПЛ), способной поднять груз от подножия вулкана на его жерло.

Работы проводились у подножия вулкана Кудрявый


Установка грузоподъемной системы растянулась на 2 месяца

Проект растянулся на 2 месяца, за которые мы спроектировали, произвели, доставили и смонтировали ГПЛ. Общая длина линии составила 800 метров, а перепад линии 400 метров. Система позволила поднимать груз массой до 250 кг.


Далее повествование будет идти от лица участника экспедиции Максима Фролова 

Начало работы над проектом монтажа ГПЛ


«Главное не создавать себе никаких границ и преград.

 Надо просто последовательно действовать, 

вряд ли существует что-то невозможное».

Александр До

Обычно лето в промальпе – это время работы в поте лица: деревья, реклама, клининг… - необходимо «нагулять жирок» к наступлению холодов. Но лето 2015 готовило нам нечто иное – путешествие за 7 часовых поясов за горизонт, в компании с легендарными исследователями и вулканологами Олегом и Ильёй Чаплыгиными - 2-х метровыми богатырями, мастерами действия и созерцания гармонии мира, постигшими Дао.
 
Началась эта история с обычного телефонного звонка:

-       Добрый день. Я прочитал на вашем сайте, что вы выполняете подъем различных грузов на высоту.
Нашей экспедиции требуется поднять несколько тонн груза в горной местности. Не могли бы вы меня проконсультировать,
как это лучше сделать? - прозвучал таинственный голос с трубке.
-       Конечно смогу. Но как я понял, у вас какой-то нетривиальный проект. Поэтому проконсультировать по телефону будет сложно.
Давайте мы лучше назначим встречу, где вы мне всё и расскажете. - ответил Саша.

Как и предполагал Саша - проект оказался весьма нетривиальным: группе вулканологов, которые вот уже более 30 лет исследуют Курильскую гряду, необходимо поднять на верхнюю ступень вулкана Кудрявый различное научное оборудование. Оборудование необходимо для добычи редчайшего на Земле металла - рений.

Вулкан Кудрявый - местонахождение альпинистов на время выполнения работ

Кудрявый - действующий вулкан на острове Итуруп Большой Курильской гряды. Высота - 986 метров. Последнее извержение - 1999 год. В настоящее время фиксируется сильная фумарольная активность. На вулкане в 1992 году вулканологом Генрихом Штейнбергом обнаружено единственное в мире промышленное месторождение рения. Месторождение рения активно формируется по сегодняшний день.



Эта судьбоносная встреча с братьями Чаплыгиными и стала началом работы над интереснейшим в жизни RW проектом, который мы, lege artis, сдали на “ура”! Итак...

Нашей главной задачей стал подъем нескольких тонн груза на кратер вулкана. Решать её мы стали с поиска возможных вариантов и оценки финансовых затрат на каждый из них.
 
Подъём груза при помощи вездеходов - невозможен из-за труднодоступности и сильной пересечённости местности.
Подъем груза вертолетом - также был под сомнением. Во-первых, по финансовым причинам - 1 час работы вертолета стоит 180 тысяч рублей (а аэропорт где он базируется находится в 450 километрах на о.Сахалин). Во-вторых по погодным условиям: за счет постоянного давления воздушных масс Тихого океана - Курильские острова “славятся” чрезвычайно плохой погодой - штормовые ветра, высокий объем выпадающих осадков.
Подъем груза с помощью грузоподъемной линии - стал единственно возможным вариантом, при данных условиях.
 
Тем не менее, без вертолета было не обойтись - доставка груза с палубы корабля до подножия вулкана, протягивание троса для ГПЛ (грузоподъемной линии) - выполнение этих работ силами человека было нереально. Поэтому стоимость аренды вертолета сразу была заложена в смету, но в более скромных объемах, чем это получилось бы без ГПЛ.

Альпинисты Rope Worker монтаж ГПЛ

В течение всего одного месяца были проведены все главные диалоги с организаторами проекта - Институтом Вулканологии и Геодинамики во главе с Генрихом Семёновичем (великим и прекрасным) и Михаилом Генриховичем Штенбергами, произведены комплексные инженерные расчеты, подбор необходимых материалов и оборудования, составлен план проведения работ. На основе этого была подготовлена презентация, посвященная роли команды RopeWorker в проекте – «Монтаж Грузоподъёмной Линии (ГПЛ) на вулкане Кудрявый». Получив «благословление» инвестора – Коробова Максима Леонидовича, дело осталось за малым. «Поехали!»


Путь к краю земли


Путь попадания на край Земли под названием Итуруп - весьма трудоемок: сначала авиаперелет Москва - Южно-Сахалинск. Далее, пересадка на корабль следующий по маршруту Южно-Сахалинск - Южно-Курильск. Далее, пересадка на частный корабль “Курил Гео” и переброска в бухту Медвежья. Отсюда еще 1 день ходу по необитаемой части острова до подножия вулкана Кудрявый - основной точки локации нашей экспедиции.

остров Итуруп


Проект реализовали 4 специалиста от Rope Worker

Команда  RW была представлена 4-мя добровольцам - До Александр, Фролов Максим, Казанский Пётр, Полежаев Антон - и разделена на 2 группы: исследователи, которые отправились первой очередью для сканирования рельефа и оценки возможности монтажа в заданном коридоре (Саша и Пётр); и усилители (Максим и Антон), решающие вопросы закупки и отправки грузов/материалов из Москвы в Южно-Сахалинск. Закончив свою миссию в столице, эти бойцы отравились в Ю.-Сахалинск второй волной. На острове началась подготовка общего груза экспедиции к отправке на судне в бухту Медвежья - подножью вулкана на острове Итуруп.

переброска верхолазов в бухту Медвежья

Обе группы, являясь единым целым, синхронно отработали свои блоки: успешно проведенная разведка и анализ ландшафта дали добро на дальнейший монтаж, все необходимое для экспедиции было качественно подготовлено и загружено на судно «Курил Гео», которое преодолело все погодные невзгоды и успешно доставило груз туда, где стоял «крестик» на карте.

Экспедиция альпинистов на остров Итуруп

Конечно, как и в любой другой крупной экспедиции, происходили накладки, связанные с обстоятельствами непреодолимой силы, как-то: погодные явления, дефицит билетов в дальневосточном направлении между островами, десинхронизация сознаний московских организаторов и местных капитанов ... Любая накладка могла приводить к простою на каком-либо этапе работы на целые недели, что диссонировало с нашим представлением о динамике процессов.


Логово медведей

«Крестиком» на карте была обозначена бухта, расположенная на необитаемой части острова, неслучайно названная Медвежьей - на острове площадью 3200 км/кв обитает более 200 особей медведей, с которыми мы неоднократно встречались. К нашему счастью, местные медведи ведут «продвинутый» образ жизни – рыбно-вегетарианский, поэтому наши с ними встречи ограничивались взаимным интересом, не более. Медведи достаточно дружелюбные звери, бедняга Леонардо просто оказался не в том месте не в то время.

Группа альпинистов в районе бухты Медвежья

Бросив якорь на безопасном расстоянии, где хорошо ловится камбала, капитан судна отказался подходить к берегу без промеров глубин, поэтому всё необходимое пришлось в течение 8 часов доставлять на берег на резиновой лодке с мотором, что в наши планы никак не входило. Далее оставалось лишь беспомощно ждать вертолёт, чтобы снять негабаритный груз с палубы и переместить его на кратер вулкана Кудрявый.

Пеший подъём с рюкзаком из бухты к подножью вулкана занимает примерно 8 часов. Прогулка не из легких. Часть пути проходится по полноводному горному ручью, остальная – по густому кедровому стланику вперемешку с курильским бамбуком, далее по барранкосам и дацитовым сыпучим склонам. В этих суровых условиях мы не теряли время даром: в два подхода занесли и смонтировали якорь нижней опоры, успели овладеть навыками филевания рыбы и приготовления икры-пятиминутки, а также познакомились с местным медведем, который, невзирая на шумный лагерь экспедиции, наведывался к нам полакомиться рыбкой.

Пеший подъём из бухты к подножью вулкана

Но в один прекрасный день небеса разверзлись и наш размеренный быт робинзонов нарушило "небесное" тело - к нам снизошел вертолет. Тут-то всё и завертелось. Наша команда (которая обросла ещё двумя членами-сахалинцами: Андреем - «шаманом» и Яшей – «позитиввайбрэйшн»), завладев инициативой, первой оказалась на вулкане со всеми составляющими для начала монтажа. Далее нас могла остановить лишь свойственная этой местности стихия: ветра более 25 м/с, бесконечные проливные дожди и, конечно, сам вулкан. Имя Кудрявый ему дали неспроста: серные газы - кудряшки то и дело обрушивались в рабочую зону или в седловину, где располагалось наше пристанище - кунг, порой даже приходилось спать с противогазом в изголовье.

Подьем альпинистов к вулкану Кудрявый



О грузоподъемной линии


Грузоподъёмная линия, которую нам необходимо было построить, представляла собой две мачты высотой 6,8м из Prolite’а (одна у подножья вулкана, другая на вершине), но из-за некоторых особенностей рельефа от нижней мачты в итоге было решено отказаться. Между точками тянулся 760-метровый трос диаметром 10 мм с усилием 1200 кг.

Установка грузоподъемной системы


Как поднимался груз на высоту

Груз выбирался с помощью 10 мм альпинистской верёвки и силами бензолебёдки ActSafe. Для оптимального использования переправы нагрузки отслеживались с помощью трёх динамометров: натяжение троса, нагрузка на бензолебедку и вес груза, навешиваемого на ГПЛ. Тип крепежа - химическое анкерование. На словах всё просто! Но в реальности нам регулярно приходилось искать «свежие решения». Например, подобрать подходящий для нижнего якоря монолит на вулкане оказалось не так-то легко - пришлось приваливать близлежащими валунами.  Необходимо было также учитывать специфику работы с  большими расстояниями: чтобы спустить вниз трос весом 360кг, мы изначально натянули между опорами верёвку, и уже по ней пошагово на зажимах производили спуск.  Для определения его точной траектории был протянут репшнур 6мм.



На подъем груза ушло 6 недель


В итоге на строительство ГПЛ и подъем около 11 тонн груза у нас ушло 6 недель

 Грузоподъёмная линия

Подытоживая успехи экспедиции 2015 года Коробов М.Л. сказал:
- Одним словом, ваша команда стала для нас идеальным выходом для решения  подобной задачи: навыки горного туризма, профессионализм в монтажных работах, налаженная оптимизация рабочих процессов, владение современными технологиями помогли воплотить этот проект в жизнь.

Строительство мачты для ГПЛ

Успешное завершение нашей миссии дало возможность дальнейшему развитию проекта. Эстафета была передана ученым, которые приступили к обустройству химической лабораторий под открытым небом по сбору газов и исследованию вулкана Кудрявый - самого горячего вулкана на планете! Таким образом, мы внесли свою скромную лепту в проект федерального значения, на благо процветания нашей Родины в целом и науки вулканологии в частности!

Альпинисты успешно завершили проект по строительсту ГПЛ



После окончания проекта

К концу 2015 года удалось извлечь из смеси газов на влк. Кудрявый 50 грамм чистого рения, который был признан международной общественностью.
 
Зимой 2016 года состоялось совещание руководящего состава Института Вулканологии и Геодинамики с инвестором данного проекта. Итогом совещания стало принятие решения о продолжение развития проекта на острове Итуруп. Более того, были озвучены планы на 2016 год:

-       строительство дополнительной ГПЛ;
-       строительство инфраструктуры в виде купольных домов;
-       прокладывание дорожной сети, для доставки грузов от бухты Медвежья до подножия вулкана Кудрявый.

Поверхность кратера вулкана Кудрявый, где был реализован проект нашими альпинистами

Также читатель может ознакомиться со статьей доктора геолого-минералогических наук А.Кременецкого - ЗАВОД НА ВУЛКАНЕ

Заказать проект
Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы, произведут расчет стоимости услуг и подготовят коммерческое предложение.

География проектов

загрузка карты...